Добрый день уважаемые родители и гости!!! Приветствую вас на странице моего блога! Буду рада общению и постараюсь давать побольше новой полезной информации, выкладывать фото и видео нашей работы и отдыха с ребятами.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

понедельник, 20 сентября 2021 г.

«Подготовка детей-мигрантов к обучению в школе»

 



В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в городе Нижневартовске. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.

Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.

Как показывают исследования, проблемы социальной адаптации не возникают у детей мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики. Возникают они, в основном, у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ и Кавказа. Другая острая проблема заключается в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят совсем.

В современной литературе проблема адаптации детей мигрантов в ДОУ, еще недостаточно изучена. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов.

Подготовка к школе в современном мире начинается уже в возрасте 5 лет и достигает своей законченности в возрасте 7-8 лет, когда родители решаются отдать ребенка в школу. Подготовка к школе – это такая организация работы в дошкольном учреждении, которая может обеспечить определенный уровень разностороннего развития детей дошкольного возраста, а также специальная подготовка к усвоению предметов начального звена школы. Подготовка в школе не предполагает умение читать, писать и считать, однако это значит – быть готовым всему этому научиться. Согласно ФГОС ДО, подготовка к школе в дошкольной образовательной организации не является самоцелью, но очень важна для всех детей. Дошкольники готовятся освоить первые навыки письма, чтения и счета, посредством специально созданных условий, разных методов и форм взаимодействия у них развивается интерес к учебе, познавательный интерес. Результатом подготовки к школе является готовность к обучению, которую можно подразделить на общую (личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, физиологическую) и специальную. Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Для понимания проблемы подготовки детей-мигрантов к школьному обучению важное значение имеют учет подходов к этой проблеме в дошкольной педагогике и психологии, рассмотрение различных компонентов психологической готовности к школе. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится богаче и разнообразнее.

Одна отличительная черта ребенка в период подготовки к школе – это бесчисленное количество вопросов, задаваемых взрослому человеку. И задача взрослого – не отмахиваться от ребенка, а попытаться ответить на все эти вопросы или вместе с ребенком искать ответы в книгах. Психологическое состояние более твѐрдое и спокойное, уже нету того страха расставания с мамой, который ребѐнок испытывает в начальные годы посещения детского дошкольного учреждения. Это, пожалуй, самый важный фактор формирования личности будущего школьника, поскольку если ребѐнок будет психологически неустойчив и расстроен, он не сможет усвоить школьный материал.

Подготовка детей-мигрантов к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Готовность дошкольника к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые предъявляются детям не в занимательной форме, а в виде учебного материала.

На основе выявленных особенностей детей-мигрантов в условиях детского сада подготовка к школе обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада. В связи с тем, что у детей-мигрантов зачастую имеются барьеры общения с окружающими, сложности усвоения незнакомой культуры в силу незнания языка, подготовка детей-мигрантов к школе существенно осложнена. При этом, прежде всего страдает, на наш взгляд, познавательная или интеллектуальная готовность (прежде всего, из-за пробелов в знаниях, пропусках в плане посещения ДОО, сложностях усвоения языка и общения на русском языке). Одной из задач подготовки детей-мигрантов к школьному обучению выступает формирование у ребенка некоторых знаний, необходимых для усвоения программного материала. Без знаний и навыков дети-мигранты с первых дней обучения в школе испытывают серьезные трудности, требуют индивидуальной работы с ними. К таким вводным знаниям и умения можно отнести речевые (фонематический анализ слова, умение грамотно строить фразы, звукопроизношение, связная речь и пр.), математические знания и представления (о числе, о форме, о пространстве), навыки учебной работы (умение слушать педагога, графомоторные навыки и пр.). В ходе подготовки детей-мигрантов к школе важно также создать условия для развития словесно-логического мышления, вербальной памяти, произвольности деятельности, мотивации к обучению в школе. Много внимания уделяется практике общения со взрослыми и сверстниками.  Каждый компонент совместной деятельности воспитателя и воспитанника выполняет определенную функцию в развитии интереса; культура общения, внимание к ребенку способствуют созданию творческой обстановки на занятиях; выбор оптимальных методов и средств ведения занятия, всемерное развитие у дошкольников мышления, речи, внимания, навыков учебной деятельности обусловливают достаточно высокий уровень их активной познавательной деятельности. При этом важное значение имеет личность воспитателя, его умение приводить в действие средства воспитательного процесса. Являясь образцом нравственного поведения, педагог решает множество воспитательных задач, действенно влияет на формирование личности дошкольника: нравственное сознание.

Необходимым элементом подготовки детей-мигрантов к школе является оценка готовности дошкольников; реализация по этим данным индивидуально-дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; организация взаимодействия всех служб ДОУ с родителями; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

Наиболее доступной ребенку-мигранту дошкольного возраста является игровая деятельность, так как не требует специальных навыков или способностей. Специфика ее состоит в том, что в процессе игровой деятельности идет усвоение ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются коммуникативные навыки, эмоции, эмпатия, способность принимать позицию другого человека; она не имеет ограничений и доступна детям любых национальностей. Исходя из того, что игра является основным видом деятельности ребенка, игры могут являться средством интернационального воспитания детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию навыков общения, учат детей сочувствию, сопереживанию. Обучаясь в игре уважать каждого человека, дети используют свои знания в реальной жизни

Для детей-мигрантов или представителей национальных меньшинств межкультурное образование дает возможность равного жизненного старта, в то же время оставляя возможность возврата на историческую родину открытой . Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру . Педагоги детского сада должны стремятся к открытому и доверительному общению с дошкольниками-мигрантами и их семьями. Задача воспитателей - помочь дошкольнику войти в детское сообщество, познакомить с российскими традициями, дать родителям рекомендации по воспитанию и развитию ребенка. Задача современного дошкольного образовательного учреждения

Вхождение в школьную жизнь – это серьезный процесс перехода от беспечного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает грамотно выстроенная работа в подготовительной группе детского сада. Именно поэтому для успешной адаптации детям-мигрантам необходима помощь и поддержка взрослых. Родители детей-мигрантов часто не могут оказать адекватную помощь своим детям, так как сами находятся в процессе адаптации, следовательно, помощь и поддержка детей-мигрантов перепадает на воспитателей и педагогов-психологов ДОО в которую пришел ребенок. Ребенок зачастую приходит в школу еще не успев адаптироваться к новой культуре, без знания русского языка или с недостаточным его овладением. Выше сказанное говорит о том, что работа с детьми-мигрантами, в рамках образовательного учреждения, должна быть разносторонней, объемной, сопровождающей. В данной работе должны принимать участие учителя. воспитатели, родители, и специалисты социально-психологической службы: социальный педагог, педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед. Процесс сопровождения должен быть разносторонним, эффективным, интересным для ребенка и включать в себя арсенал разнообразных методических приемов. Эффективными средствами адаптации ребенка-мигранта выступает игра и творческая деятельность, которые позволяют наладить контакт, отреагировать эмоции, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Примеры используемых игр

1. «Мы едем-едем-едем...» (игра для детей от 4 лет) Для того чтобы ребенок приобрел вкус к путешествиям, узнал как можно больше о новых народах и странах, предложите ему следующую игру. Покажите ему карту мира, и выберите пункт назначения. Далее юному «путешественнику» предстоит все то, что обычно предваряет реальную поездку: нужно купить билеты на самолет (пусть даже через интернет), собрать багаж (пусть он сам спланирует его, в зависимости от выбранного климатического пояса), договориться с отелем (а слабо на английском, или другом иностранном языке!?). И после этого можно выезжать в аэропорт. Конечная цель игры – прибыть в гостиницу и разместиться в номере.

Такая игра развивает организаторские способности, навыки планирования.

2. «Олимпиада» (Игра для детей 4 – 7 лет)

Для более эффективной адаптации детей-мигрантов в детском коллективе, можно поменять местами участников команд (на иностранцев надеть форму российской сборной, а на российскую сборную – иностранную форму). Благодаря такому ходу игры, детям будет и забавно, и познавательно, т.к. в презентации своей команды они должны будут рассказать о той стране, которую они представляют.

Для обучения русскому языку как иностранному – курс А. А. Бондаренко, И. В. Гурковой «Здравствуй, русский язык!», так как является специальным курсом (парциальным) для начального обучения иностранцев русскому языку. Тематика курса позволяет овладевать современной устной русской речью и в то же время отражает жизнь, интересы старших дошкольников. Учебные пособия, разработанные на основе программы «Предшкольная пора», отвечают основным целям – общеобразовательной, воспитательной, развивающей, деятельностной и позволяют: 1) формировать у инофона способности общаться на русском языке, мотивы изучения русского языка;

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий