В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания
развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных
потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда
выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления
личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функции
развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет
несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи
социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее
организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития»,
возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и
способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных
компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых
ее форм к более сложным.
Функция
воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее
средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.
Цель воспитателя: сконструировать
многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для
осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из
этапов его развития в дошкольном учреждении.
РППС организована с учётом требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять
образовательных областей:
Насыщенность среды должна
соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной
образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем.
Социально-коммуникативное
развитие
Центр безопасности: разнообразный
дидактический материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время
пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, игры,
папки–передвижки, настольно - печатные
игры, художественная литература. Игровое оборудование: фигурки пожарных,
разнообразные машинки, дорожные знаки, макет улицы и дороги, тематические
кубики и др.
Центр
сюжетно-ролевых игр:
-
дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на
знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
-картинки
с изображением различных трудовых процессов;
-
альбомы «Наша группа», «Моя семья»;
-атрибуты
для сюжетно-ролевых игр;
-
наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель,
посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки
животных (взрослых и их детенышей);
-
предметы-заместители.
Познавательное
развитие
Центр познавательно-исследовательской
деятельности:
- различные дидактические игры экологической
направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный
мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых,
животных и т. д.
-
альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
-
календари погоды и природы
-
подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
-
инвентарь для ухода за растениями, посадки семян и рассады: фартуки, палочки для рыхления, металлические
детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др
-
«огород на окне»
-
серии картин с изображением природных сообществ;
книги
познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (
киндер-сюрпризов и т.д.)
- природный
материал: камни, ракушки, листья деревьев и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные
стекла, свечи и др.
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупы;
- клеенчатые фартуки, тряпки
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что
можно, что нельзя"
Центр развивающих игр: В данном центре размещен разнообразный занимательный
материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления,
внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и
цифры», «Учись считать», «Цвет»,
«Форма», «Размер».
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое
домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей»,
«Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические
домино», «Детям о времени», «От меньшего к большему» и т.д.
Развивающие игры: палочки
Кюизенера , счётные палочки и схемы к ним.
«Сложи узор», «Математический планшет», мозаики и др.
Центр
конструирования: хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного
пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с
содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий
деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и
организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально:
-
наборы конструкторов: крупногабаритный ( переносной), напольный, конструктор
типа «лего», мелкий, средний;
-
в большом разнообразии представлены различные
виды и формы конструкторов
-
мозаики крупные, средние, мелкие;
-
пазлы;
-
строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
-
мелкие игрушки для обыгрывания построек;
Речевое
развитие
Центр книги:
-
детские книги по программе;
-
любимые книги детей (книги по интересам);
-
сезонная литература;
-
тематические альбомы;
-
портреты детских писателей
-
книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
- открытая
витрина для книг, стульчик;
-
диски с детскими песнями и записью литературных произведений (сказок)
Центр речевой
деятельности
Игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя
речи, формирования словаря,
Игры и пособия на развитие речевого дыхания.
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и
звукопроизношения
Игры на развитие связной речи.
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Картотека речевых игр.
Художественно-эстетическое
развитие
Центр изобразительного
творчества:
-
схемы последовательного рисования предмета;
-
книжки-раскраски с образцами;
-
картотека тематических книжек-раскрасок;
-
альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.;
-
дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки,
ленты, самоклеющаяся пленка;
-
акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные
карандаши, ватные палочки, губки;
-
пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты:
кисти различные, ножницы, доски для лепки,
палочки, трафареты по темам.
Центр музыкально-театрализованной
деятельности: это
важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре
дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Здесь размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой,
настольный, бибабо, пальчиковый, резиновых
игрушек; картинок, на дисках), настольные игры из серии «Играем в сказку»,
маски персонажей и элементы костюмов.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не
только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно
играть, импровизировать, свободно музицировать. Поэтому в центре имеются
различные музыкальные
инструменты, диски с музыкой и сказками.
А также:
·
Портреты великих композиторов
·
Картотека музыкальных и театрализованных игр
Физическое
развитие
Центр
двигательной активности: содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование,
так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и
родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей
— ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. В центре
есть:
-
картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
-
картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
- спортивный
инвентарь, атрибуты к подвижным играм.
В шумном игровом
пространстве обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В группе
также расположен «Уголок уединения». Если
ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок
уединения и релаксации. На удобном диванчике ребёнок может рассмотреть любимую книжку,
посмотреть фотографии, порисовать и т.д.
По всем образовательным
областям имеется видеотека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.)
Каждый
ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается
разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения
материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой:
редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку
увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей
свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский
сад.
Таким образом, развивающая предметно –
пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия,
сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его
развитие.
Трансформируемость пространства предполагает
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей.
Периодически
обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации.
Групповое пространство, по желанию
играющих, может быть преобразовано в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с
помощью перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной
области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других
областей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие
в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных
видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в
детской игре).
Развивающая
предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей,
обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной.
Вариативность среды предполагает: наличие
различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Все
групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,
костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно
полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто
посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок
(создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было
варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко
меняется.
Доступность среды предполагает доступность
для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность
материалов и оборудования.
Обстановка
в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность
самостоятельно делать выбор. В
нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности
ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или
игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не
приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок
должен быть предоставлен себе. Одни дети
хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали
условия для уединения, релаксации и отдыха.
Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно -
гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически
привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей,
игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно
насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и
безопасна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий