В охране здоровья вашего ребенка вам принадлежит очень важная роль. Ведь вы
сами решаете что едят в вашей семье, как относятся к курению и алкоголю, как
общаются с другими людьми, что одевать, во что играть и т.д. На родителях лежит
действительно большая ответственность: они должны заботиться о здоровье своих
детей и подавать хороший пример. Помните об этом постоянно и радуйтесь
возможности благотворно влиять на своих детей.
Быть родителем – это большая и многосторонняя задача.
Роль
родителя – это роль человека на всю жизнь. Роль родителей всегда развивается вместе
с ребенком. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношения с
ребенком.
Карта ролей родителей - это попытка проанализировать разнообразные роли
родителей. Данная карта помогает представить наглядно совокупность всех тех
ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может и
должен ,по своей сути, каждый научиться.
Карта
ролей родителей
( основные функции родителей в жизни ребенка)
Родитель
- «воспитатель»
Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной
семейной жизни, а также в формировании и развитии у ребенка разнообразных
навыков. С точки зрения малыша, роль воспитателя считается жизненно важной.
Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями
«устанавливающий пределы» и «учитель жизни»
Родитель
– «кормилец»
- обеспечивает регулярность питания
- обеспечивает разнообразным и здоровым питанием
- при необходимости, ограничивает ребенка в потреблении сладостей
- прививает ребенку понятие вкуса
- приобретает и готовит пищу вместе с ребенком
- побуждает ребенка к приготовлению пищи
Родитель
– «обеспечивающий одеждой»
- заботится о том, чтобы у ребенка была сухая и чистая одежда
- одевает ребенка с учетом климатических условий
- обучает старших детей следить за одеждой
- уважает стиль и вкус, формирующийся у приобретающего самостоятельность
подростка
Родитель
–« воодушевляющий»
- способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребенка
- дает ребенку игрушки, книги, учит слушать музыку, дает возможность
пережить другие впечатления
- воодушевляет ребенка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную
помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д.
Родитель
- " защитник отдыха /сна»
- обеспечивает ребенка достаточным количеством сна
- обеспечивает ребенка спокойным и безопасным местом для сна
Родитель
–«расходующий деньги»
- удовлетворяет основные нужды ребенка
- зарабатывает достаточную сумму денег на приобретение пищи и одежды для
ребенка
- объясняет ребенку ценность денег и учит разумной трате
- создает систему, в рамках которой детям в семье дают деньги (например,
карманные деньги на неделю или на месяц, вознаграждение или просто при
необходимости)
Родитель
– «следящей за чистотой»
- заботится о гигиене ребенка
- обучает ребенка самостоятельно заботиться о личной гигиене
Родитель
– «поддерживающий порядок»
- запрещает сорить на улице
- следить за чистотой в доме
- обучает ребенка убирать свою комнату
- по мере взросления ребенка предоставляет ему больше ответственности за
порядок и чистоту в доме
Родитель
– «лечащий болезни»
- при необходимости, отводит ребенка к врачу
- отвечает за лечение ребенка
Родитель
– «ведущий ребенка на прогулку»
- гуляет вместе с ребенком
- побуждает ребенка к прогулкам на открытом воздухе
Родитель
– «устанавливающий пределы»
Задача родителя – гарантировать ребенку безопасное детство. Одна часть
надежности – это установление пределов. Ребенок, выросший без установленных
родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Беззащитность
ребенка или подростка выражается, например, агрессивным поведением.
Родитель
как гарантирующий физическую неприкосновенность
- контролирует свое поведение
- контролирует поведение других
- предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.
Родитель
как создающий безопасность
- не оставляет малыша одного
- не бросает ребенка
- обещает только то, что может выполнить
- обучает действовать в неожиданных ситуациях.
Родитель
как следующий принципам и договоренностям, а также следящий за их соблюдением
- следует установленным в семье правилам и наблюдает за их исполнением
- определяет время возвращения домой и другие расписания в семье
- осуществляет наказание
- наблюдает за соблюдением правил
- присматривает за учебой ребенка в школе.
Родитель
как умеющий сказать «нет», «нельзя»
- умеет установить границы дозволенности в поведении ребенка
- последовательно действует в соотношении с ребенком
- выдерживает разочарования ребенка.
Родитель
следящий как за распорядком дня
- заботится о размеренности жизни
- обеспечивает ребенка достаточным количеством сна и отдыха.
Родитель
– учитель жизни
Роль учителя жизни включает в себя обучение искусству социальных навыков.
То, насколько хорошо ребенок научится строить свои взаимоотношения с другими
людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретение в
детстве понятия нравственности, ценности и отношений остаются практически неизменными
до конца жизни.
Родитель
как обучающий навыкам будничной жизни
- приучает ребенка убирать за собой
- обучает ребенка гигиене
- обучает ребенка правильному поведению за столом
- обучает ребенка умению одеваться
- обучает ребенка вести дела в учреждениях, магазинах и т. д.
Родитель
как определяющий понятия «правильно», «неправильно»
- обучает ребенка честности, равенству и другим ценностям
- разъясняет ребенку о ложных ценностях, таких как ложь, воровство,
насилие, эксплуатация, сексуальное и другое надругательство.
Родитель
как обучающий социальным навыкам
- обучает ребенка принимать во внимание других и умению подождать своей
очереди
- обучает ребенка не только умению выслушать мнение других, но и так же
умению выразить свое мнение
- просвещать ребенка об искушениях в разных ситуациях
- доставляет ребенку умеренные разочарования
- учит ребенка переносить разочарования и оказывает ему необходимую
поддержку.
Родитель
как дающий пример
- рассматривает свою деятельность и сопоставимость ее с выдвигаемыми
ребенку требованиями
- отвечает за свои поступки.
Родитель
как обучающий манерам
- обучает ребенка общепризнанным правилам поведения(выражение
благодарности, принятие во внимание других, приветствие ….)
- обучает ребенка правилам дорожного движения
- обучает ребенка правилам поведения в публичных местах.
Родитель
как хранитель традиций
- организует ребенку праздники в соответствии с убеждениями семьи
- способствует присоединению ребенка к своим корням и помогает ему узнать о
происхождении своего рода
- хранит традиции собственной семьи.
Родитель
как передающий ценности
- заботится о соблюдении справедливости
- заботится о соблюдении общественных ценностей.
Родитель
как ценящий красоту
- обращает внимание на эстетику ( например, окружающей обстановки, одежды)
- оказывает поддержку в созидательности и духовной жизни ребенка
- делает возможным наслаждение чувствами.
Родитель
– регулирующий взаимоотношения
между
людьми
Человек рождается с чувствами и развитие этих чувств продолжается на
протяжении всей жизни человека. Распознанию и выражению своих чувств и нужд
человека обучается уже в детстве. То, что человек слышит хорошие суждения о
себе самом, является предпосылкой для создания положительного самомнения.
Ребенку также важно чувствовать, что его чувствуют и понимают.
Родитель
как собеседник
- находится во взаимодействии с ребенком
- общаясь с ребенком, употребляет соответствующий возрасту ребенка язык
- размышляет, при необходимости, является собеседником для ребенка
Родитель
как слушатель
- слушает и слышит ребенка
Родитель
как помощник в разрешении конфликтов
- выдерживает высказывания ребенка
- выражает чувства ребенка словами
- помогает малышу принимать конкретные решения и делать выводы
- оказывает ребенку и поддержку в принимаемом им решении.
Родитель
как дающий воодушевление
- выражает свою поддержку ребенку
- высказывает вслух положительные отзывы
- обучает ребенка общению с разными людьми.
Родитель
как воспринимающий чувства
- распознает чувства ребенка
- разрешает ребенку выражать как положительные, так и отрицательные
чувства.
Родитель
– дающий любовь
Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского
/ мужского самосознания ребенка и уверенности в себе.
Любить другого возможно только при условии, что человек любит и себя
самого. Чувство любви и поддержка необходимы для положительного развития
ребенка.
Родитель
– «любящий себя»
- заботится о себе и своем самочувствии
- при необходимости, принимает помощь от других взрослых, родственников или
помощников – профессионалов.
Родитель
– «дающий нежность»
- с уважением выражает ребенку свою близость
- выражает свою нежность ребенку с учетом его возраста
- подает пример своим хорошим отношением к жене / мужу.
Родитель
как дающий утешение
- выражает словами чувства ребенка
- выражает сочувствие и ободрение ребенку с учетом его возраста
Плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребенком обсуждает
происшедшее.
Родитель
как защищающий
- просвещает ребенка
- защищает ребенка от насилия и принуждения
- контролирует свои импульсы
- обеспечивает ребенку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его
развития
- устанавливает пределы для ребенка
- обучает ребенка самозащите и самообороне.
Родитель
как одобряющий
- одобряет себя
- одобряет и ценит ребенка такого, какой он есть
- отличает сам поступок от совершившего его.
Родитель
как замечающий и ценящий хорошее
- уважает ребенка
- понимает, что достоинство ребенка не зависит от его умений
- обращает внимание на положительные черты ребенка, дает ребенку
положительный отзыв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий